А Иван ли Купала?
Часть вторая.
«Стихии воды и огня. Русалии поверья».
Очистительный огонь наши Предки отождествляли с Солнцем. Огромные костры пылали в купальскую ночь за околицей села, рядом с лугами и пашнями, возле рек и озёр.
В одних местах в центре костра стоял, вкопанный в землю столб со смоляной бочкой или колесом наверху, в других вместо столба устанавливали Перунов меч.
Кое-где, любимой забавой было скатывание с горки к реке горящих колёс, и счастливчиком считался тот, чьё колесо гасло, лишь коснувшись воды. В других весях на воду опускали плотики с огневицами. Где-то, помимо огневиц, на реку спускали пылающий Меч Перуна, выхваченный мужчинами из главного костра.
Велика Русь и во времени, и в расстояниях. Много Родов и Племён со своими традициями и укладами жизни населяли её в разные времена, а потому и не счесть обрядовых различий в народных празднованиях.
По одним обычаям всё обходилось одними сутками с самой короткой ночью, а по другим купальские дни разворачивались чередой празднований до нескольких недель, с перерывами на хозяйственные дела.
Празднества, посвящённые разным купальским персонажам, сменяли один другой, и вершиной всему был День Бога Купала.
Как бы то ни было, до сих пор, в этом светлом празднике, отмечается поворот солнца с лета на зиму, почитаются Предки и Родные Боги, среди которых большее внимание обращено к Купале.
По этому случаю, огонь, возжигаемый на праздник, должен быть не простой, домашний, а ЖИВОЙ.
Считается, что его непременно нужно добывать трением из деревянных брусков или при помощи огнива.
Однако, не только огнями костров, но и водой очищались люди в этот праздник.
Очень распространены на Руси были и остаются во многих местах «Русалии дни», или «Русалия неделя», предшествующая Купале и входящая в череду купальских праздников. «Русалии», как правило, шумные торжества с играми, очистительными обрядами, а кое-где гаданием и даже элементами девичьей ворожбы, которые сопровождались или завершались купанием в реке или озере.
Нашими современниками русалки представляются водными девами с рыбьими хвостами, как это описано в сказке Андерсена. Однако в древности, даже малыши знали, что русалки это вещие девы-птицы, а рыбохвостых же именуют мавками или мафками, вилами, водяницами, лоскотухами, щекотухами, казытками и так далее.
Появление русалок, вещих птиц, ожидали в священных рощах, ухоженных садах, Заповедных дубравах или на Родовых Дубах. Помните, как писал Александр Сергеевич Пушкин? Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит...
Трудно себе представить, чтобы полурыба — получеловек вдруг захотела жить в кроне дуба.
А вот дева-птица среди раскидистых ветвей — это вполне уместно.
Так или иначе, но в русалии дни почиталась стихия воды во всех её проявлениях и видах. Потому обращались люди и к водным существам и духам, и к небесным. Для мавок плели венки и соломенные куколки, которые вместе с пряниками и пирогами, для этого случая сготовленными, отправляли в течение рек.
А для Русалок на деревьях закрепляли плетёные качели, на ветки привязывали яркие ленты, вешали венки, да и про угощения не забывали.
В эти дни управителей воды зазывали в поля и луга: ведь там, где они появлялись, земля наполнялась влагой. Травы становились гуще и зеленее, а хлеба колосистее.
Люди во время этих игрищ обливали друг друга водой, а девушек со смехом и прибаутками бросали в озеро или в реку. Верили, что в купальскую ночь росы («небесные слезы»), обладают целебной силой, могут подарить красоту и здоровье. И поэтому кормили скотину росною травою, чтобы давала больше молока, да сами в росах «купались».
А вечером, попарившись в баньке, шли плескаться в пруды, озера, реки. Считалось, что купальская вода имеет такую же очистительную силу, как и огонь.
***
«А Иван ли Купала»?
Часть вторая.
«Стихии воды и огня. Русалии поверия»